sales@getsound.suпн-вс, 11.00-21.00
+7 (911) 950-09-40
01.05.2018

Запись в стерео подразумевает наличие двух микрофонов, записывающих сигнал одновременно. Таким образом два моносигнала с каждого микрофона приходят в один канал, создавая ощущение широкого пространства.

Ощущение стерео, а также ширины стереополя, ощущается нами из-за двух небольших различий в характеристиках сигналов приходящих с двух сторон:

Временные. Несколько миллисекунд разницы между сигналами приходящими в каждый из микрофонов (а как следствие такая же задержка между сигналами приходящими в левое и правое ухо человека) создают ощущение стереоэффекта.
Частотные. Как и в случае с временными задержками, минимальная разница в балансе частот захватываемых каждым из микрофонов, способна очень сильно повлиять на ощущение пространства.

К слову, любой железный или софтовый стереорасширитель всегда будет воздействовать на одну или обе этих характеристики.

В моно записях отсутствуют эти различия, так как звучание обоих каналов абсолютно идентично.

 

Перейдем к самым полезным техникам стереозаписи. Для каждой из них будет указан тип микрофонов, диаграмма направленности, позиционирование и советы по дальнейшей работе.

 

A/B Stereo

Микрофоны: два конденсаторных микрофона с маленькой диафрагмой.
Диаграмма направленности: круговая
Позиционирование: дистанция от каждого микрофона до источника звука должна быть в два раза меньше, чем дистанция между микрофонами.

В случае с A/B записью, выполняется оба условия создания стереопанорамы, как временная, так и частотная разница прихода сигналов.

Негативной составляющей этого метода можно назвать невозможность конвертации в моно, тк в этом случае очень вероятно появление фазовых проблем.

 

 

X/Y Stereo

Микрофоны: два конденсаторных микрофона с маленькой диафрагмой.
Диаграмма направленности: кардиоида
Позиционирование: микрофоны устанавливаются под углом между 90 и 135 градусов. Чем больше угол, тем шире стереопанорама.

В сравнении с A/B методом, эта техника дает меньше стереоэффекта, тк диафрагмы микрофонов находятся практически в одной точке и разниц по времени не возникает. В этом случае у вас точно не будет проблем с фазой.

 

 

ORTF Stereo

Микрофоны: два конденсаторных микрофона с маленькой диафрагмой.
Диаграмма направленности: кардиоида
Позиционирование: микрофоны развернуты по отношению к друг другу примерно на 110 градусов, при фиксированном расстоянии между ними 17 см.

Сам по себе ORTF это комбинация предыдущих способов. Микрофоны разнесены относительно друг друга, работая на ширину панорамы, но благодаря кардиоидной диаграмме направленности они почти не захватывают фронт отражений самой комнаты.

 

 

Блюмлейн пара

Микрофоны: два конденсаторных микрофона с маленькой диафрагмой или большой диафрагмой.
Диаграмма направленности: восьмерка
Позиционирование: техника придуманная английским инженером-электронщиком Аланом Блюмлейном подразумевает большое присутствие звучания комнаты, благодаря диаграмме направленности в виде восьмерки.

Микрофоны устанавливаются вплотную к друг другу под углом 90 градусов.

 

 

Mid/Side Stereo

Микрофоны: конденсаторный микрофон с маленькой и большой диафрагмой.
Диаграмма направленности: кардиоида или круговая у маленькой диафрагмы и исключительно восьмерка для конденсаторного микрофона с большой диафрагмой.
Позиционирование: конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой устанавливается сбоку под углом 90 градусов к инструменту. Этот микрофон будет захватывать всю стереоинформацию (side в терминах mid/side разделения сигнала). Второй микрофон устанавливается над или под первым микрофоном и работает как mid составляющая, то есть берет на себя всю моно составляющую источника.

 

 

Далее очень важная часть для удачного завершения Mid/Side процесса.
— cкопируйте “side” канал, снятый микрофоном с маленькой диафрагмой и программно переверните его полярность.
— экспортируйте два канала в один стерео трек
— подберите необходимую громкость получившегося side стерео трека по отношению к моно mid треку записанному на конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Больший уровень side трека — большее присутствие стерео сигнала.


Это самый комплексный метод из всех, но он обладает всеми плюсами других методов, при отсутствии минусов:
— хорошее стереополе как в A/B
— моносовместимость X/Y
— контроль уровня стерео сигнала на подобие техники Блюмлейна.

 

Когда моно предпочтительнее стерео

 

Кратко рассмотрим ситуации в которых сигнал должен быть записан в моно.
Вокал. Традиционно размещаемый в центре микса.
Малый барабан. Те же самые причины, строго центр.
Бочка. Размещается по центру, а также содержит огромное количество низкочастотного контента, который традиционно должен быть в моно.
Бас. Также большое количество низких частот. Наши уши плохо ориентируются относительно позиционирование источников с низкими частотами, это причина по которой они как правило остаются в моно, отдавая максимум своей энергии по центру.

Заметим, что в электронной музыке правило относительно низких частот имеет исключения. Низкочастотная составляющая бочки и баса всегда остается в моно, тогда как средние и высокие частоты могут быть в стерео, для создания дополнительного пространства. Однако к записи микрофонами это прямого отношения не имеет.

 

Материал частично заимствован: https://ehomerecordingstudio.com/stereo-microphone-techniques/

 

Подпишитесь на наш Telegram канал — новые обзоры каждую неделю.