sales@getsound.suпн-вс, 11.00-21.00
+7 (911) 950-09-40
25.02.2018

В прошлой части мы разобрали про и контра покупки внешнего микрофонного предусилителя.

В этой уточним функциональные особенности и правильную работу с гейном на различных этапах.

 

Что делать с гейном?

 

Микрофоны имеют очень широкий динамический диапазон. Таким образом, в зависимости от ситуации, они могут производить как очень слабы по уровню сигнал, так и относительно сильный. Основная задача микрофонного предусилителя — преобразование выходного сигнала с микрофона до линейного (рабочего) уровня громкости.


Очевидно что в зависимости от источника звука и контекста, вам требуется разное количество гейна. Например меньшее количество для кричащего рок вокала в сравнении с фолк вокалом, и подобное же отношение для скажем малого барабана и классического гитары.

Дистанция на которой происходит запись, является также важнейшим фактором, как и чувствительно разных типов микрофонов. Конденсаторные микрофоны всегда имеют больший выход, нежели динамические, включая риббоны. Таким образом имея меньшую чувствительно им требуется большее количество гейна.

В итоге мы имеем три вариативных параметра: уровень громкости источника звука, дистанцию от него, а также чувствительность. На практике же все несколько проще — вы просто следите за показателями измерителя уровня в вашей DAW.
На самом преампе тоже скорее всего есть VU метер, позволяющий осуществлять дополнительный контроль за уровнем сигнала, однако большинство “железных” измерителей плохо реагируют на быстрее транзиенты, и могу давать погрешность.

 

Добро пожаловать в цифровую эпоху

 

Одна из самых распространенных ошибок — запись на слишком “горячих” уровнях входного сигнала. Раньше, при записях на магнитную ленту, инженеры использовали максимально доступные уровни, чтобы преодолеть шипение ленты. Также перегруженный сигнал при использовании магнитной ленты стал одной из важных фишек, тк давал характерную компрессию и вкусно сатюрировал.

Работа в цифре не подразумевает подобного, и здесь нечего “раскачивать” лишними уровнями гейна. Цифровой поток звучит одинаково на любых уровнях, до тех пор пока вы не перегрузите конверторы аудиоинтерфейса. Здесь нет постепенного насыщения, но есть резкий переход к искаженному сигналу, поэтому цифровой клиппинг должен быть исключен.

 

Структура гейна

 

Некоторые внешние предусилители имеют более одной регулировки уровня. Как правило это раздельный гейн контроль и контроль уровня. Их взаимодействие варируется от модели к модели, но часто это дает возможность добавить больше гейна, чем требуется, чтобы затем прибрать лишний выход регулировкой уровня, воспроизводя таким образом тот самый эффект аналоговой сатюрации сигнала.

 

 

Когда использовать пэд

 

В редких случаях микрофоны сами по себе дают больше гейна, чем требуется. Это ситуация когда с помощью микрофонного предусилителя вам нужно ослабить сигнал, чтобы избежать перегрузки конверторов аудиоинтерфейса, то есть клиппинга. В этом случае пэд очень полезен, но люди часто используют его неверно.


Например, вы используете микрофон с очень высокой чувствительностью (скажем Neumann TLM 102), внутри бочки. Это верный способ услышать дисторшн, но что именно перегружается? Neumann TLM 102 умеет работать на очень высоких уровнях звукового давления и вряд ли в этом случае это будет он, скорее всего искажение происходит дальше, на стадии предусиления.

 

Если вы слышите нежелательные искажения, вот что следует делать (именно в этом порядке):

1. Убедитесь, что выходной сигнал с предусилителя не перегружает конверторы аудиоинтерфейса. Ослабьте сигнал на преампе.
2. Если вы все равно слышите дисторшн, убедитесь что не клипует сам преамп. Включите пэд преампа, чтобы ослабить сигнал до того, как он достигнет его входного каскада.
3. Если вы убедились, что это не конверторы аудиоинтерфейса и не сам преамп, то включите пэд на самом микрофоне. Пэды на микрофонах ослабляют сигнал на стадии после диафрагмы, то есть до прохождения сигналом электрической схема микрофона, для того чтобы эффективнее подавлять шум и не затрагивать качество аудио. Поэтому пэд на микрофоне всегда последнее, что следует использовать при возникновении искажений.

 

Многие студийные микрофоны сегодня обладают устойчивостью к высоким уровням звукового давления и не оборудованы встроенным пэдами.

 

Low cut

 

В отличии от использования пэдов, в случае со срезом низких частот нет разницы, на какой стадии вашей звуковой цепи вы его используете. На микрофоне, в преампе или даже непосредственно в DAW.

Использование среза низких частот на стадии записи имеет смысл тогда, когда нежелательный шум непосредственно влияет на запись, или если слишком низастый звук мешает исполнителю адекватно слышать результат своего исполнения.

В других случаях вам скорее всего не нужно включать low cut на стадии записи.

 

Срезы низких частот обычно вариируются в следующих пределах:
1. 30-40 Гц — диапазон среза энергии не имеющий отношения к какой-либо музыкальной информации в принципе. Только бочка, бас и контрабас могут воспроивзодить саб гармоники ниже 40 Гц, но и это не означает что они вам понадобятся.
2. 60-80 Гц — часто используемые диапазон среза при работе с гитарами и мужским вокалом.
3. 100-120 Гц - диапазон при работе с женским вокалом.

 

Реверс фазы (полярности)

 

Переключение фазы не влияет на звук. Этот параметр вступает в игру, когда вы используете более одного микрофона для захвата звука.

Например малый барабан обычно записывают двумя микрофонами — сверху и снизу. В этом случае микрофоны как бы смотрят друг на друга, находясь в противофазе. Таким образом с большой вероятностью они будут накладываться нежелательным образом и звучание будет тонким. Если вы перевернете фазу нижнего микрофона, сигналы окажутся синфазны друг другу и вы вернете малому барабану необходимую полноту звучания.
Переключение фазы важно и для записи вокала. Вокалист слышит свой голос проходящий как через кости черепа, так и через электронику его наушников. Если оба сигнала более менее синфазны, то вокалист имеет оптимальный контроль за собственным исполнением (это важно для наилучшего интонирования).

При этом звукорежиссер расхождения по фазе в этом случае отследить не может. В этой связи не лишним будет сделать саундчек, переключив фазу и попросив вокалиста сказать какое из звучаний кажется ему более наполненным и благозвучным.

 

Микрофонные предусилители, часть 1. Зачем нужен внешний предусилитель, если есть аудиоинтерфейс

 

Оригинал: http://www.neumann.com/homestudio/en/how-to-set-up-your-preamp

 

Подпишитесь на наш Telegram канал — новые обзоры каждую неделю.

X