sales@getsound.suпн-вс, 11.00-21.00
+7 (911) 950-09-40
26.06.2018

 Любой профессиональный звукорежиссер согласится с тем, что грамотный выбор микрофона является очень важным ингредиентом классно звучащей записи.

Динамический или конденсаторный микрофон? Нужен ли ламповый микрофон? Какую диаграмму направленности предпочесть? Попробуем внести ясность.

 

Типы микрофонов

 

Динамический микрофон

 

В динамическом микрофоне электрический сигнал формируются вследствии движения кондуктора в магнитном поле. В большинстве динамических микрофонов очень тонкая, легкая диафрагма двигается под воздействием акустического давления, в результате чего генерируется небольшой электрический ток. Динамические микрофоны менее чувствительны, чем конденсаторные микрофоны (как к уровням громкости, так и к высокочастотной составляющей источников), а также как правило более доступны по стоимости.
Динамические микрофоны идеальны для трекинга ударных и электрогитар. Самый популярный микрофон для малого барабана всех времен это Shure SM57. Примерно как Sennheiser MD421 на томах или AKG D112 на бочке.

 

Лучшие и интересные модели: Shure SM57/58, Sennheiser MD-421, Electrovoice RE-20, Blue Microphones enCORE 100.

 

Конденсаторный микрофон

 

Когда речь идет о высоком качестве в самом широком смысле, речь всегда идет о конденсаторных микрофонах. Реактивные по отношению к транзиентам (атаки инструмента), высоким частотам и другим нюансам звука. Механическая система конденсаторного микрофона проста — тонкая диафрагма натянута вблизи металлической пластины. Таким образом эта система воспроизводит конструкцию конденсатора, емкость которого меняется благодаря колебаниям диафрагмы относительно пластины, а вместе с ним и выходное напряжение.
Конденсаторные микрофоны также бывают ламповыми, с разными размерами диафрагм и другими особенностями.

Подробнее о принципе работы конденсаторного микрофона вы можете прочитать в блоге:  "Конденсаторный микрофон — что это такое?".

 

Лучшие и интересные модели: Telefunken C-12, Neumann TLM-102, Rode NT1-A, Lauten Audio Oceanus LT-381, Souyz SU-017.

 

 

 

Риббон

 

Используемые повсеместно в золотую эпоху радио, Риббоны стали первыми коммерчески успешными направленными микрофонами. Сегодня мода на этот тип микрофонов возвращается, благодаря таким компаниям как Royer.
Риббон микрофон это разновидность динамического микрофона. В его теле, окруженном магнитом, располагается проводящая лента, слабые колебания которой вызваны скоростью движения молекул воздуха. Именно скорость движения, а не изменение звукового давления как у микрофонов других типов, провоцирует здесь изменение магнитного поля. Конструктивная особенность этого типа микрофонов определяет его диаграмму направленности — это 8-ка. Проводящая лента реагирует на воздействие только спереди и сзади.
Риббоны обладают самым слабым сигналом из всех типов микрофонов, а значит выбор микрофонного предусилителя играет здесь решающую роль (Читайте наш блог в двух частях о микрофонных предусилителях). Также характерной особенностью этого типа является хрупкость, в некоторых случаях может оказаться достаточно просто громкого звука.

 

Лучшие и интересные модели: Royer Labs R-121, SE Electronics RNR1, AEA R88.

 

 

 

USB микрофон

 

USB микрофоны обладают всеми техническими особенностями традиционных микрофонов, но их схема обязательно дополнена двумя вещами: встроенным предусилителем и аналого-цифровым преобразователем. То есть любые вопросы по внешней коммутации здесь решены заранее, вам остается только найти USB порт приемного устройства, будь то микшерский пульт или компьютер. Не лучший выбор в плане вариативности и качества звучания, зато очень лаконичный.

 

Лучшие и интересные модели: Lewitt DGT 650, Mikme Blackgold, Blue Spark Digital

 

О чем говорит и откуда берется частотная характеристика микрофона?

 

Частотная характеристика микрофона может сообщить вам много полезного о том, что вас ждет, для каких задач конкретный микрофон будет оптимален, а для каких, наоборот, нет.
Теоретически частотные характеристики это визуализированный результат тестирования микрофона в полностью заглушенной «мертвой» комнате, без отражений. Суть таких комнат — эквивалентная акустическое пространство для любого звукового объекта. Как правило громкоговоритель располагается напротив микрофона и воспроизводит розовый шум, являющийся тестовым сигналом.
Выход микрофона подключается к спектральному анализатору, который фиксируют выходную и частотную характеристики — реакцию микрофона на тестовый сигнал. Как правило измерения производятся в привычном нашему уху диапазоне от 20 Гц до 20 кГц.


Как работать с частотной характеристикой?


По горизонтали располагаются нормированные частоты, а по вертикали их относительный отклик в дБ. При взгляде на их распределение вы можете понять как именно микрофон отрабатывает в заданных частотных областях.
Посмотрим на характеристику Shure SM57.

 


Проанализируем ее с точки зрения привычных частот малого барабана.
Ровный участок в диапазона 150-250 Гц будет исключительно полезен при работе ним. Частотный фундамент малого барабана всегда укладывается в этот отрезок, а ровная характеристика означает что микрофон отдаст на выходе в точности то, что получит на входе. Подъем на высоких средних соответствует «щелчку» малого, характерному высокочастотному призвуку, подчеркивающему атаку, а ослабление ниже 120 Гц поможет ослабить звучание диапазона бочки, который паразитно подмешивается к звучанию малого.
Таким образом частотная характеристика SM57 очень благоприятна для работы с малым барабаном, это то, что вы узнаете прочитав ее еще до начала работы с микрофоном. Анализируя рабочие частотные зоны других источников сигнала, вы всегда можете прикинуть насколько подходящим будет тот или иной микрофон, хотя финальное решение не должно приниматься на основании одной только частотной характеристики — приоритет всегда за оценкой на слух.

 

 

Диаграмма направленности микрофона

 

Кардиоида

 

 


Микрофоны с кардиоидной диаграммой направленности лучше всего “слышат” все, что происходит прямо перед ними, отбрасывая все остальные направления. Они незаменимы в ситуациях, когда используется много микрофонов, а значит и множество источников звука. Также же если кардиоида ваш друг, если вы не хотите захватывать пространство вокруг, а вас интересует прежде всего прямо звук источника. Эффект присутствия верный спутник микрофонов с этой диаграммой направленности.


Суперкардиоида и гиперкардиоида

 


Суперкардиоида является более направленной диаграммой, чем обычная кардиоида, а гиперкардиоида еще более направлена! Однако, в отличии от кардиоиды, у обоих типов обнаруживается небольшая чувствительность и с обратной стороны, что должно приниматься в расчет.

 

Круговая

 


Эта диаграмма собирает информацию одинаково со всех направлений и вам не нужно беспокоиться об эффекте присутствия в этом случае. Все микрофоны изначально рождены с круговой диаграммой, затем, после технического вмешательства, они приобретают направленность. Это лучший выбор при захвате звучания всей комнаты целиком.

 

Восьмерка

 


С обеих сторон эта диаграмма направленности работает одинаково, оставаясь невосприимчивой к информации приходящей с боков.

Часто конденсаторные микрофоны имеют различные диаграммы направленности сразу в одном устройстве.

 


Размер диафрагмы микрофона

 

Традиционно микрофоны делятся на два типа, в соответствии с размером их диафрагм: конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой и конденсаторные микрофоны с маленькой диафрагмой, но также редко можно встретить и гибриды со средним размером. Подробнее о различиях вы можете узнать в нашем блоге: "Чем отличается конденсаторный микрофон с большой диафрагмой от микрофона с маленькой?"

 

Большая диафрагма

 


Этот тип студийных микрофонов является абсолютным стандартом для любой студии. Например классический Neumann U87. От вокала до струнных, от медных до перкуссии и любых видов электроусиленных инструментов, с помощью микрофонов с большой диафрагмой вы можете записать все что угодно. Возможность выбора диафрагм направленности этих микрофонов делает их одними из наиболее гибких в студии.
Также тут стоит упомянуть и динамические микрофоны с большой диафрагмой, которые используют для записи очень громких источников, таких как бочка или томы. Знаменитый Sennheiser MD421 как раз такой микрофон.

 

Средняя диафрагма

 


Определение “средняя” является спорным. Исторически мы имеем маленькие диафрагмы и большие диафрагмы, но в последнее время встречается мнение относительно необходимости введения дополнительной категории. Многие профессионалы и производители сегодня соглашаются, что микрофоны с размером диафрагмы от ⅝ дюйма до ¾ могут быть выведены в эту категорию (Например модели Audio-Technica AT2020 или Lauten Audio LA120). Говоря в общем, в силу своей гибридной природы они выхватывают лучшее из двух миров: успешно реагируют на транзиенты и высокочастотный контент (так как и должны действовать мелкомембранные микрофоны), но при этом звучат более густо, округло и возможно тепло (примета большемембранных микрофонов).

 

Маленькая диафрагма

 


Обычно находящиеся в тени своих “больших” братьев, этот тип микрофонов делает работу на своем участке безупречно, оставляя остальных позади. Они являются самыми реактивными по отношению к транзиентам именно благодаря физической легкости их мембран. Это лучший выбор по отношению ко многим акустическим инструментам. Многие струнные, акустические гитары, тарелки и другие инструменты с быстрой атакой и насыщенным обертонами верхним диапазоном успешно снимаются именно ими, также это частый выбор в качестве пары драм оверхэдов. Не стоит недооценивать конденсаторные “карандаши”.

 

 

Области применения

 

Барабаны


Как правило в этом случае вы используете динамические микрофоны с кардиоидной диаграммой направленности для малого и бочки (это не золотое правило, конденсаторные микрофоны тоже можно, а иногда и нужно использовать), ставите конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой на хай-хэт и пару больших или маленьких конденсаторных микрофонов в качестве оверхэдов.

Размещение микрофонов на барабанах требуют экспериментов. Слушайте и двигайте и еще раз слушайте.

 

Электрогитара


Если у вас только один микрофон (например иконический Shure SM57), этого вполне достаточно, ставьте его вплотную к динамику. Если у вас есть конденсаторный микрофон с большой диафрагмой, он более чувствительный, стоит поставить его немного дальше (возможно использовать пад, если источник очень громкий). Если у вас под рукой разные типы микрофонов, попробуйте смешать их и взять лучшее из обоих миров. Отодвигая микрофон вы увеличиваете присутствие комнаты в миксе и конечно вы можете использовать больше двух микрофонов, в этом случае не забывайте быть на чеку и проверять фазой.

 

Акустическая гитара


Конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой наиболее предпочтителен по названным ранее причинам. Он хорошо захватит как характерный щелчок по струнам, так и весь высокочастотный контент. В качестве отправной точки можно расположить микрофон напротив 12 лада на относе примерно в 17 см.
Микрофоны с большой диафрагмой, как и риббоны, тоже можно использовать в этом случае.

 

Вокал


В этом случае микрофон с большой диафрагмой ваш главный друг. Если у вас есть выбор, то спеть наиболее интересную часть трека в каждый из них, а затем устроить слепой тест.

 

Фортепиано


Обычно записывается в стерео — двумя микрофонами с большой диафрагмой или же микрофон с большой диафрагмой ставится ближе к нижним струнам, а микрофон с маленькой диафрагмой к верхним. Расстановка микрофонов в случае с фортепиано один из самых вариативных случаев.

 

Струнные


Скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Любой тип конденсаторных микрофонов может подойти в этом случае. Если у вас есть доступ к риббон микрофону, его также обязательно стоит проверить.

Медные
Риббон микрофоны могут быть лучшим выбором в этом случае, они могут помочь захватить тональную часть звучания, уменьшив присутствие посторонних шумов. Любой тип конденсаторных микрофонов также хорош.

 

Оригинал: https://www.sweetwater.com/insync/studio-microphone-buying-guide/

 

Подпишитесь на наш Telegram канал — новые обзоры каждую неделю.